Самые скандальные лидеры южных регионов и их выходки в 2015 году

«СП-Юг» подводит политические итоги уходящего года. Судя по многочисленным рейтингам, самыми яркими персонами в южных регионах страны стали чеченский лидер Рамзан Кадыров, крымский глава Сергей Аксенов, а также экс-лидер Кубани Александр Ткачев, с недавних пор возглавивший министерство сельского хозяйства.
«Шайтаны» нашлись даже на Дальнем Востоке
Фамилия Рамзана Кадырова в течение всего года не пропадала из новостного топа России ни на миг. Статьи, посвященные харизматичному чеченскому лидеру, пользовались огромной популярностью и у читателей нашего сайта. Неизменно следил читатель за политическими взлетами и падениями, которые переживал Кадыров. Например, в сентябре президенту Владимиру Путину пришлось лично мирить чеченского лидера с его ближайшим соседом — Юнус-беком Евкуровым (причем второй раз за последние два года). Личный конфликт двух региональных глав и, кстати, Героев России за последние годы много раз проявлялся в их резких высказываниях.
Обрушивался Кадыров с критикой не только на соседей-губернаторов, но и на федеральных политиков. Так, в апреле у него разгорелся конфликт с министром внутренних дел России Владимиром Колокольцевым. Поводом послужило заявление Кадырова о том, что чеченские силовики могут безнаказанно открывать огонь на поражение по сотрудникам МВД в форме из соседних регионов, которые проводят спецоперации на территории Чечни без ведома местных правоохранителей. Это скандальное заявление, естественно, и пришлось дезавуировать Колокольцеву.
Поводом же к резкостям Кадырова стало то, что ставропольские омоновцы во время спецоперации в Грозном застрелили местного бизнесмена Джамбулата Дадаева, объявленного в розыск по обвинению в покушении на убийство.
Ессентукский горсуд на Ставрополье признал проведение спецоперации законным, а вот Верховный суд Чечни, естественно, наоборот — незаконным. Ну а на днях в Промышленном райсуде Ставрополя началось слушание дела… убитого Дадаева. Да-да, вы не ослышались, судить будут покойника, который, по версии следствия, в сентябре 2014 года пытался застрелить своего приятеля из охотничьего ружья.
Так что ждем новых разоблачительных заявлений от Кадырова в адрес ставропольских судей. Тем более, что дотянулись кадыровские руки даже до Южно-Сахалинска: поводом послужило то, что в местном суде было вынесено решение о запрете одного из переводов книги «Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в исламе» как экстремистского.
Кадыров обещал «достать» (то есть привлечь к ответственности) вынесшего это решение судью Наталью Перченко и поддержавшего гособвинение прокурора Татьяну Билобровец, назвав их «шайтанами». Завершился конфликт тем, что на федеральном уровне был принят закон, запрещающий запрещать (простите за каламбур) священные тексты. Эксперты оценили это как несомненную победу Кадырова.
Кадыров шагает широко… по Турции
Новый год чеченский лидер встречает снова в ранге фигуранта громкого скандала, связанного с деятельностью благотворительного фонда имени его отца Ахмата Кадырова. Напомним, что в мае движение «Открытая Россия», возглавляемое живущим в Швейцарии Михаилом Ходорковским, выпустила документальный фильм под названием «Семья» с жесточайшей критикой в адрес Кадырова и его команды (в самой Чечне их называют «крашниками»).
Сам Ходорковский не раз публично заявлял, что именно Кадыров-младший причастен к убийству сопредседателя «партии народной свободы» Бориса Немцова. Только вот в получившем колоссальный резонанс в Интернете фильме обсуждаются совсем иные дела: якобы, благотворительный фонд имени Ахмада Кадырова «наполняется» за счет добровольно-принудительных взносов, взимаемых со всех жителей Чечни (от бизнесменов до бюджетников).
Полгода спустя, казалось бы, скандал забылся. Но вот недавно внимание к деятельности фонда вновь подогрела… рядовая жительница Чечни Айшат Инаева, распространившая в What’s app обращение о том, что Кадыров «крутит деньгами», удерживаемыми из зарплат бюджетников. Инаеву Кадыров вызвал в свою резиденцию в Чечне и публично отчитал, после чего та от своих слов так же публично отказалась. И слушала то, как распекает ее на все лады Кадыров, опустив низко голову. Видео с этими кадрами пользуются большой популярностью в сети.
В связи с началом российской военной кампании в Сирии Кадыров, порою выступающий от имени всех отечественных мусульман, оказался в фокусе международного внимания. Турецкая пресса и блогосфера три недели назад чеченского главу и вовсе «похоронила». За появлением этих слухов политик углядел «руку» официальной Анкары, которую он жестко критиковал за поддержку радикального исламизма.
В нынешнем году лидерство Кадырова в неформальном рейтинге губернаторов, которые за словом в карман не лезут ни в каких случаях, оспаривает крымский лидер Сергей Аксенов. Бывший предприниматель, в малоизвестной биографии которого отыскивают приметы «блатной» молодости. Был он «братком» или нет, собственно, неважно — главное, что именно такие замашки нынче стали востребованы и в политике.
Крым: быть «братком» или казаться?!
То Аксенов предлагает отправить американского президента Барака Обаму в московский зоопарк в клетку с обезьянами, то называет назначение Михаила Саакашвили одесским губернатором «маразмом высшей степени». Аксенов порой вступал в открытое противостояние и с российскими федеральными властями, например, предлагал создать спецкомиссию по защите прав крымских чиновников. Защищать их нужно было от московских силовиков.
Дело в том, что последние месяцы в Крыму регулярно задерживают высокопоставленных чиновников, уличенных в коррупции. Вот лишь несколько: министр промышленной политики Андрей Скрынник, министр транспорта Анатолий Цуркин, первый замминистра внутренней политики Сергей Доценко, глава администрации Коктебеля Сергей Падюков, руководитель республиканского управления ФНС Николай Кочанов и множество других. И это не считая еще полдюжины отправленных в отставку в течение года министров — туризма, здравоохранения, экономики…
После серии арестов и отставок правительство России неформально решило, что назначать в республику нужно только чиновников из Москвы. Иные, дескать, ненадежные. Но даже это Аксенов сумел обернуть себе в плюс: его аппаратной победой посчитали то, что было ликвидировано министерство по интеграции Крыма, фактически, дублирующее функции региональных властей. Полномочия «территориального» ведомства передали минэкономики России.
В общем, на этом фоне неудивительно, что завершается 2015 год на высшей ноте политического противостояния Симферополя и Москвы. Еще до конца августа республика должны была получить деньги в рамках федеральной целевой программы по развитию полуострова. Однако недавно Сергей Аксенов заявил, что ни копейки в рамках ФЦП крымчане не получили, а анонимов из кабмина Аксенов назвал метателями дерьма… Куда на самом деле подевались деньги, теперь будет выяснять Генпрокуратура.
Всего же, кстати, до 2020 года Крыму должны выделить почти 700 млрд рублей на развитие (для сравнения: Чечня с 2001 по 2015 годы получила в виде субсидий, субвенций и дотаций из федерального бюджета более 460 млрд. рублей). Так что по уровню финансовой влиятельности Сергей Аксенов уже потеснил Кадырова. Оба вошли в первую тройку самых цитируемых политиков в рейтинге Медиалогии, возглавил который Аксенов, а Кадыров занял только третье место. После мэра Москвы.
Российский министр заботится… о Египте
Еще один безусловный ньюсмейкер Юга — это Александр Ткачев, который возглавлял Краснодарский край почти 15 лет, а с апреля руководит минсельхозом России. Перейдя на федеральный уровень, он сохранил прежнее особое внимание к Кубани: так, с семьей Ткачева столичная деловая пресса связывает покупку крупнейшего в стране горнолыжного курорта «Красная поляна» у структур Сбербанка.
Активно развивается и аграрный бизнес семьи Ткачевых — холдинг «Агрокомплекс»: продолжается экспансия одноименной сети во все регионы Юга России (на Ставрополье уже почти три десятка фирменных магазинов, в Ростовской области — четыре десятка) и даже в Подмосковье.
Однако стабильно высокое внимание Ткачеву обеспечивает вовсе не крепкий бизнес, а эпатажность публичных выступлений. На министерском посту он чего только уже не порывался запретить: импортировать виноматериалы (вино, не разлитое в тару), шоколад, рыбные консервы и цветы, а иностранцам — ловить рыбу в российских территориальных водах.
Заодно Ткачев предлагал маркировать импортные продукты с соей и пальмовым маслом, как сигареты. То есть крупными буквами, предупреждая об опасности для здоровья. А заодно ввести запретительные пошлины для импорта пальмового масла.
«Санкционные» продукты, обнаруженные Россельхознадзором, Ткачев воинственно предлагал сжигать — сейчас только на границах страны, а в перспективе и на всей территории России и даже соседних стран Таможенного союза.
Расширить функции Россельхознадзора — тоже задумка эпатажного министра: чтобы инспекторы ходили по овощебазам с дозиметром, измеряя уровень пестицидов и ядохимикатов в овощах и фруктах.
Впрочем, кубанский министр запомнился не только лишь «запретительными» инициативами. Ткачев считает, что неиспользуемые сельхозземли нужно изымать через суд, а затем продавать на торгах. Заботливый министр думает даже о рационе иностранцев: хочет расширить список российских компаний, которые поставляют в Египет курятину и говядину. Что же, с таким политическим охватом бывшему краснодарскому лидеру (и по-прежнему самому влиятельному человеку на Кубани) внимание прессы гарантировано еще много лет подряд.
Свежие комментарии