Политика Турции значительно переменилась по отношению к России за последние несколько недель. То, что еще в начале июня казалось абсурдным, сегодня считается вполне допустимым.
В эфире турецкого телеканала TRT министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу предельно ясно дал понять, что допускает возможность более тесного сотрудничества с РФ в вопросе борьбы с ИГИЛ (запрещённая в России организация - при.
ред.).
В СМИ даже появилась информация, которую, правда, сам же турецкий министр попытался опровергнуть, будто Анкара могла бы предложить российским военным разместить свои ВВС на авиабазе "Инджирлик". Очевидно, что в Вашингтоне такое партнерство вряд ли оценили бы положительно.
Однако американская пресса пока отнеслась к такой новости весьма сдержанно. В издании The Washington Post даже попытались объяснить такое заявление со стороны турецкого премьер-министра не столько как повод для сближения Анкары с Москвой, сколько как начало реального противостояния ИГ (запрещённая в России организация - при.ред.) и Турции. Корреспондент The Washington Post, Эрин Каннинхем, пишет в своей статье: "Наглая атака, совершенная тремя террористами-смертниками в стамбульском аэропорту имени Ататюрка, создала предпосылки для более яростного конфликта между Турцией и ИГ. В результате Анкара глубже втянется в гражданскую войну в Сирии".
Подобной точки зрения придерживается и директор Turkish Research Program при аналитическом центре The Washington Institute for Near East Policy, Сонер Кагаптай: "Если за этой атакой действительно стоит ИГИЛ, это, по-видимому, объявление войны… Эрдоган теперь не может позволить себе, чтобы все это сошло просто так. Они перешли от холодной войны к ограниченной войне, а теперь движутся к полномасштабной войне. По своему характеру она иная: масштаб, последствия, гибель десятков человек в сердце экономической столицы страны". Такая фокусировка на борьбе Эрдогана с ИГИЛ (запрещённая в России организация - при.ред.) не случайна.
Вашингтон прекрасно понимает, что Анкара сегодня привыкла действовать самостоятельно. Вероятно, Белый дом осознает, что если Турция захочет пойти навстречу РФ, то она это сделает, даже несмотря ни на какие запреты со стороны США. Следовательно, американские СМИ пытаются сфокусировать внимание именно на противостоянии Турции и ИГИЛ (запрещённая в России организация - при.ред.) после теракта в Стамбуле, пытаясь отодвинуть идею о том, что Анкара хочет восстановления отношений с Москвой.
Блоггер Борис Рожин считает, что у Турции просто не осталось выбора кроме, как пытаться как можно быстрее помириться с РФ. Он пишет в ЖЖ: "Стратегия Турции в Северной Сирии потерпела крах и завела Турцию в тупик. Поэтому гордыню пришлось смирить. Разумеется, не все из обещанного турки выполнят и разумеется они будут продолжать петлять, в том числе и с целью сохранить лицо, пытаясь представить все происходящее в стиле "Мы так с самого начала и хотели" и вообще ХПП Эрдогана завершился полной "перемогой" и после взрывов в Стамбуле вы увидите...".
Турецкая политика сегодня перестраивается. Эрдоган понимает, что в Северной Сирии ситуация не изменится, как не изменится и проблема с курдами. Турция хотела "погнаться за двумя зайцами" – членство в ЕС и дружественные отношения с США, а также заигрывание с ИГИЛ (запрещённая в России организация - при.ред.), покупка у них дешевой нефти и попытка свержения Асада руками радикалов. В обоих случаях Анкара потерпела крах.
"Турция ведет очень сложную игру. Всеми этим заявлениями по поводу авиабазы, Анкара проверяет реакцию Москвы на подобные заявления. Аналогичный ход был предпринят по поводу компенсаций за сбитый российский самолет. Тогда, если помните, Анкара вроде как согласилась возместить ущерб, но потом практически сразу же отказалась от этого. Сейчас мы наблюдаем похожие манипуляции. Видя излишне оптимистическую реакцию российских политиков, турки решили сразу же отказаться от предоставления авиабазы. Нужно помнить, что её используют американцы. Сдача базы "Иджирлик" испортила бы отношения не только Турции, но и РФ с США. А этого Анкаре не нужно. Тут еще нужно понимать, что Эрдоган пытается максимально укрепить свои позиции. Там сейчас речь идет чуть ли не об импичменте президента, поскольку не совсем понятно - есть ли у него настоящий диплом или нет. Ведь по конституции Турции у главы государства он обязан быть, в противном случае его тут же смещают с должности. Но Россия также не дает турецкой стороне слишком много поводов для радости. К примеру, она не собирается стимулировать турпоток в эту страну, соответственно это хорошее средство охладить медианапор турков. РФ вообще следует вести себя аккуратнее. Контактов Турции с ИГИЛ (запрещённая в России организация - при.ред.) никто не отменял, поэтому и на сотрудничество Анкары с Москвой нужно смотреть более осторожно", – поделился своим мнением с Noteru.com политолог Максим Жаров.
По этой причине Турция лихорадочно ищет, что-нибудь, что можно предложить РФ для возобновления пусть и "сдержанного", но все же партнерства. Отсюда и заявления в турецкой прессе, что Асад не так уж и плох, готовность отказаться от поддержки части радикальных группировок в северной Сирии, и даже слухи (неподтвержденные) о предоставлении крупнейшей базы НАТО на территории Турции для ВКС РФ.
Свежие комментарии